Семь пунктов слива жидких бытовых отходов оборудовало МУП «Водоканал» в черте города.
Один за другим они появились в переулке Краснореченском в районе дома № 23а, на пересечении улиц Автобусной и Магаданской, Фурманова и Айвазовского, Победы и Воронежского шоссе, на Федоровском шоссе недалеко от поселка Березовка, а также в районе домов № 108 и 1 на улицах Вяземской и Промышленной соответственно.
Из собственного опыта
— Первые точки мы оборудовали экспериментально, — рассказал заместитель начальника цеха водоотведения Андрей Стрельников. — Их строительство потребовала сама жизнь. Город стал активно застраиваться коттеджами и малоэтажными домами, в которых люди хотели жить со всеми удобствами. Рынок отреагировал мгновенно: частные предприниматели тут же закупили огромное количество спецмашин для перевозки жидких бытовых отходов. А куда их вывозить? Для этого подходил любой колодец, который попадался на пути следования. Открывали и сливали.
В «Водоканал» посыпались жалобы от неравнодушных горожан, которые становились свидетелями такого безобразия. Ведь отходы сбрасывались не только в канализационные колодцы, но и в водопроводные, а где-то просто на рельеф, что становилось причиной разрушения газонов, бордюрного ограждения и дорожного покрытия. Никакой нормативной базы по этому поводу экологическая служба «Водоканала» не нашла и штрафовать прытких водителей не имела права. Зато сколько раз приходилось вычищать водопроводные колодцы! А их в городе около семи тысяч, да еще канализационных — 27 тысяч. Закрывали или блокировали один — машины ехали к другим.
Стали искать решение проблемы. Российского опыта не нашли. Зато он обнаружился в скандинавских странах, где уже давным-давно используются приемные колодцы. Попробуй там слить нечистоты на рельеф, такой штраф выпишут, что мало не покажется. Там экология в почете.
Первый и не последний
Один из первых колодцев для слива жидких отходов «Водоканал» построил на Федоровском шоссе. Буквально в пяти метрах от дороги установили две приемные трубы, в которые водители спецмашин вставляют шланги и откачивают нечистоты. Закрывать устройство, конечно, надо, для того здесь крышка и существует, но многие не считают нужным делать это. Поэтому разработчики усовершенствовали систему, сделав ее по принципу домашнего унитаза: прошел слив, клапан автоматически закрылся, и никакого запаха по округе не распространяется.
— Ничего нового мы не придумали,— объясняет Андрей Юрьевич. — Это обычный гидрозатвор в данной емкости. От нее по трубе отходы уходят на глубину залегания действующего коллектора, который отправляет стоки на очистные сооружения канализации. Там они проходят несколько стадий очистки, в том числе обеззараживания и насыщения кислородом и отправляются в Амур.
Ежедневно к каждому колодцу подъезжает от 20 до 35 машин, пункты приема сточных вод спецмашины теперь стороной не объезжают. Это слишком небольшое сообщество, и информация между ними распространяется довольно быстро.
Недорогая выгода
— Раньше мы вынужденно сбрасывали нечистоты на рельеф, старались делать это в темное время, чтобы никто не видел, — поделился водитель Сергей. — Теперь пожалуйста — езжай в любой район и законно сливай. Мы за такую работу не платим «Водоканалу» ни копейки. Надо построить еще несколько таких колодцев, чтобы упростить нам работу и сократить плечо перевозок. Нужны такие точки в поселке имени Горького, на Красной Речке, в Гаровке.
Услышав такое пожелание, начальник экологической службы МУП «Водоканал» Татьяна Берсенева заметила, что предприятие планирует в ближайшее время строительство приемного колодца в поселке им. Горького.
— Его ведь не поставишь где угодно, — добавила Татьяна Михайловна. — В этом районе обязательно должен находиться коттеджный поселок, который и занимается сливом, там нужно оборудовать подъездные пути к площадке подальше от застроек, а самое главное — должна иметься техническая возможность подсоединения колодца к канализационному коллектору. Когда все стыкуется, тогда мы и ставим приемные пункты нечистот. В перспективе их не менее двух.
Стоимость их, кстати, невелика — около 100 тыс. руб. Зато экономический эффект никакими деньгами оценить нельзя. И жалобы от хабаровчан на несанкционированные сливы практически перестали поступать. Экологический баланс восстанавливается.
Елена ЧЕРНИКОВА,
фото автора